А нужен ли Вам проект?

 Инженерный центр КОСКОМ

Любой товар или услуга нужны их потребителю, если они приносят пользу и/или доставляют удовольствие (позитивные эмоции, впечатления, радость). Сегмент услуг по созданию проектной документации явно не из тех, которые предназначены для удовольствий. Следовательно, при определении нужности этих услуг целесообразно ограничиться оценкой их полезности.

Приносящим пользу можно назвать только такой объект или явление, наличие которого для Заказчика лучше, чем его отсутствие.

До 2011 года в Украине наличие проектной документации, прошедшей несколько экспертиз, было необходимым условием для получения целого ряда разрешений, необходимых для начала строительства. После получения разрешительных документов роль проектной документации в формальных процессах становилась практически нулевой. На практике это привело к тому, что очень многие Заказчики стали считать проектную документацию набором никому не нужных листочков бумаги, которые нужны только потому, что "положено".

К сожалению, очень многие Заказчики не заметили, а многочисленные недобросовестные "проЭктанты" не спешили и не спешат их уведомить, что в 2011 – 2012 годах произошли кардинальные изменения в позиции государства по вопросам контроля за строительными процессами в Украине, подкрепленные коренными изменениями в правовых актах и нормативно-технических документах, регулирующих строительную отрасль. Эти правила действуют и сейчас, не претерпев после законодательных новаций 2017 года существенных изменений. Их можно, на наш взгляд, описать всего двумя простыми постулатами:

1) важен результат, а не процесс;

2) платят все.

Во-первых, государство вполне логично решило, что не имеет особого значения "бумажная возня" вокруг процессов строительства – оформление проектными организациями "миллиона" документов для получения лицензий, "генерирование" пачек проектной документации "щоб була", многочисленные экспертизы, "штампующие" положительные заключения, "беготня" с получением разрешений, протоколы различных комиссий и прочее. Важным является только то, что в результате было построено. Поэтому государству (в лице контролирующих органов) предпочтительнее "приходить" на уже построенный и принятый в эксплуатацию объект. И вот с этого момента начинается раздача "всем сестрам по серьгам", описанная в следующем абзаце.   

Во-вторых, государство также вполне логично решило, что все стороны процесса строительства должны отвечать "за содеянное". Поэтому предусмотрены "астрономические" штрафы не только для безответственных и безграмотных проектировщиков, нарушивших требования НТД (чтобы не повадно было!), но и для экспертов, выдавших необъективные заключения (причем в обеих случаях - как при "нахождении" проектных ошибок, которых не было, так и при "внезапно наступившей в процессе проведения экспертизы слепоте", а также (внимание!) - для Заказчиков. При этом штрафы для экспертов несколько меньше, чем для проектировщиков, а штрафы для Заказчиков сопоставимы со штрафами для экспертов.

Исходя из вышеизложенного очевидно, что при такой модели взаимоотношений Заказчика объекта с государством само по себе наличие проектной документации никакой пользы не приносит, только расходы на ее оплату. Следует также отметить, что для некоторых объектов класса ответственности (последствий) СС1 в настоящее время проектная документация не требуется

Чтобы быть полезной Заказчику, проектная документация должна отвечать нескольким критериям, которым далеко не всякая документация отвечает:

  • обеспечивать сокращение затрат Заказчика на всех последующих фазах строительства и эксплуатации объекта путем выбора наиболее эффективных и экономичных проектных решений, оптимизации состава закупаемого оборудования, применения энергоэффективных и энергосберегающих технологий, использования оптимальных по критерию цена / срок эксплуатации изделий и материалов, объективной оценки стоимости СМР и ПНР в сметных расчетах;
  • соответствовать всем нормам действующих НТД (это исключает наложение на Заказчика штрафа за утверждение документации, нарушающей требования НТД);
  • быть выполненной под руководством "ответственных исполнителей отдельных видов работ", имеющих соответствующие сертификаты и прошедших предусмотренное законодательством периодическое (через каждые 5 лет) повышение квалификации (это исключает наложение на Заказчика штрафа за привлечение проектной организации, в штате которой нет этих самых "ответственных исполнителей");
  • пройти экспертизу, если это требуется (необходимость проведения экспертизы и требования к привлекаемой экспертной организации определяются классом ответственности (последствий) объекта и источником финансирования строительства).

Чтобы проектная организация не смогла "уйти от ответственности", должны быть соблюдены такие условия:

  • процессы СМР и ПНР должны сопровождаться авторским надзором;
  • сама проектная организация должна существовать на момент "прихода" проверяющих.   

Готовность проектной организации выполнить авторский надзор целесообразно зафиксировать в договоре на проектирование (отказ проектировщика от такого условия должен вызвать у Заказчика, как минимум, обеспокоенность).

"Вычисление" проектировщиков - "однодневок" является задачей служб Заказчика, ответственных за "экономическую разведку".      

Обратившись на наше предприятие, Вы всегда сможете получить квалифицированную консультацию как по вопросу о том, требуется ли в Вашем случае проект, так и по всем другим вопросам, связанным с проектированием (оптимальная для Вашего случая стадийность проектирования, целесообразность выделения очередей строительства и пусковых комплексов, необходимость экспертизы  и пр.).

Мы работаем для того, чтобы проекты были полезными для Вас!